Array
(
    [ID] => 18
    [TIMESTAMP_X] => 2017-03-02 11:51:06
    [IBLOCK_ID] => 12
    [NAME] => Галерея
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [CODE] => MORE_PHOTO
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => F
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 1
    [USER_TYPE] => 
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~NAME] => Галерея
    [~DEFAULT_VALUE] => 
)

Беседа со старцем Иулианом (Лазару) из афонского скита Продром

Беседа со старцем Иулианом (Лазару) из афонского скита Продром

Старейшему афонскому духовнику старцу Иулиану (Лазару) из скита св. Иоанна Предтечи Продрому 8 января 2023 года исполнилось 97 лет. Приводим для читателей одну из бесед с почтенным старцем.


«Вы – храм Божий»

– Благословите, отец Иулиан! Целуем руку. Как поживаете?

– Бог в помощь! Добро пожаловать! Присаживайтесь вот туда, на ту скамеечку. Добро пожаловать! Да что я, старый человек, могу сказать? Годы идут, и я становлюсь всё старее. А что еще сказать? «В старости и одежда становится тяжелой».

– А душа день ото дня молодеет, как говорит апостол[1].

– Да, в одной песне так и поется. Старые песни были такими нравственными, что поневоле заплачешь. Помню, в Тыргу Нямце был один старый монах, Каллиник. И он, бедняга, пел так: «О старость, тяжелая одежда». Пел и плакал.

– Я тоже слышал одну духовную песню о смерти: «Смерть, смерть безжалостная,/ ты всех выставляешь вон из дому». Слышал, как ее поют на одной кассете в монастыре Сихастрия. Пели монахи и одна монахиня, а еще слышал, как ее пел отец Паисий (Олару) своим стариковским голосом.

– В «Войске Господнем»[2] я много слышал народных духовных песен, там выучился и всяким стихам, которые уже забыл. Помню только эту песню (запевает): «Старость, тяжелая одежда,/ как же избавиться от нее?/ Дни проходят, ухожу и я,/ я старею, и мне так жаль». Стариковские песни, не то что сейчас. Было еще одно замечательное стихотворение, но я его до конца не знаю. Помню, когда был мальчишкой, лет 80 назад, мама и бабушка так рассказывали нам о Рождестве, о том, как родился Христос (декламирует):

«На улице тихо падает снег,/ и в доме горит огонь,/ а мы, сидя рядышком с мамой,/ совсем забыли о играх./ Давно постелена кровать,/ но никому не хочется спать,/ когда мамин голос произносит/ великие и сладкие слова/ о том, как родился Христос/ в Своих бедных яслях,/ и как волы жалобно дышали,/ чтобы Его согреть».

А потом шли на улицу, чтобы увидеть звезду, и ждали Господа, Который раждается. А сейчас всё по-другому. У нас есть СМИ, и у детей другие интересы. Однако расскажу вам одну историю.

Приходит к одному старцу молодая братия. (Сюда тоже приходят, и я им говорю, что могу. Ведь люди такие, им хочется увидеть старца, какой бы ни был, ведь если он старый, то что-нибудь да знает.) И эта молодая братия жили в монастыре, но не смогла выдержать там. Чтобы выдержать в монастыре, надо бороться, противостоять искушениям плотским и диавольским, скверным мыслям.

Святитель Иоанн Златоуст замечательно говорит, увещает нас и призывает, советует нам читать и знать Священное Писание. Учиться из него и других учить. Ведь «кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 19). И говорит старый монах молодым братиям:

«В Послании святого апостола Павла к Евреям мы находим написанным: “Вы еще не до крови сражались против греха” (Евр. 12: 4). Так и вам надо бороться до крови против греха».

Были молоды эти братья, и у нас был один такой брат, и у него была палка. Он бил себя ею, колотил себя очень больно, когда находило искушение, чтобы устоять. И однажды он говорит мне: «Батюшка, искушение приходит снова и снова, но как только взгляну на палку, оно тут же уходит». И вот так оно было.


«Надо бороться против греха до крови»

– Тело – оно как собака из присказки: как только включишь свет, она уже знает, что получит свою порцию.

– Надо бороться против греха до крови, ибо тогда Спаситель изливает на нас Свою милость. Ведь Он говорит в Евангелии от Иоанна: «Пребудьте во Мне, и Я в вас, ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 4, 5). Напрасно вы стискиваете зубы, напрягаете силы, сжимаете кулаки, говоря: «Сделаю так-то и так-то». «Без Меня вы не можете сделать ничего», – говорит Господь.

Мы всегда стоим пред Богом. И Он нам говорит, что мы всегда у Него перед глазами. Грехи, которые совершаем день и ночь, в полночь, – все на глазах у Него совершаем. Но хотя бы на исповеди (те, кто исповедуется, ведь некоторые и вовсе не исповедуются) будем помнить, что мы под оком Божиим.

Я говорю людям, которые приходят:

«Люди добрые! Мы пред лицем Божиим. Лежание на боку в банях, на пляжах марает ваши глаза и ум. Умойся хорошенько, как пред лицем Божиим, и не лежи на боку, не марай своего взора и ума. Будьте чисты умом».

Ведь нынешние люди все – и молодые, и старые, и дети – оскверняются. Я говорю им усердно, я старый человек. Не знаю, говорит ли вам еще кто-нибудь. Но я вам говорю. Если ты творишь такие дела, такие грехи, то не будешь иметь безмолвия.

Что же мы творим? Мы ведь всегда пред лицем Божиим. Что бы ты ни делал, имей чистый ум, будь чист душой и телом, ведь мы стоим пред лицем Божиим.

В Евангелии так красиво сказано: внимайте, ибо «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17: 21). Итак, Царство Божие внутри нас, и святой Павел также говорит коринфянам: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3: 16). И вы тоже должны знать, что вы храм Бога Живого и Дух Божий живет в вас. Какой же тогда ум, какую душу, какую жизнь я должен иметь, если Дух Божий живет во мне?

Если во мне есть Дух Святой, тогда есть и Отец Небесный, и Христос, Сын Божий, и вся Святая Троица во мне. А где есть Святая Троица, там и Авраам, Исаак и Иаков, там Матерь Божия и все святые с ангелами.

И потом я спрашиваю их: ты веришь в Бога? Веришь в то, чего не видно? Так вот, если ты веришь в Бога и в потусторонний мир, то там есть Святая Троица, Матерь Божия и все святые, и они тебя видят. Мы верим в то, чего не видно. Здесь, на земле, мы живем верою, а не видением. А там, в мире тамошнем, будем жить видением.

Святой апостол Павел говорит в Послании к Евреям: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака» (Евр. 11: 17). Величайшие чудеса Ветхого Закона совершались верою. Верою Чермное море разделилось, верою Енох во плоти вознесся на небеса, Илия тоже. Подсчитаем годы, прошедшие с тех пор, и подумаем о том, что они живы плотию. «Велик Ты, Господи, и дивны дела Твои, никакого слова недостаточно для восхваления чудес Твоих»[3]. Они живы плотию тысячи лет. Бог велик!

Они придут и сразятся с антихристом. Моисей 40 дней простоял на молитве пред Богом на горе Синай. Не знаю, были ли вы там, я тоже там был, давно, в 1979 году. Был от румынской обители в Иерусалиме, с монахами и мирянами. Мы провели там 2 дня и причастились. А Моисей провел на горе 40 дней и получил скрижали закона, начертанные перстом Божиим. Когда он спустился, бедный, после 40 дней поста и молитвы, у него ни единой мысли в голове не было, а народ ему говорил: «Мы не можем на тебя смотреть, у тебя лицо сияет ярче солнца!»

А отчего это? Он сам не знал, что отражает на своем лице свет Божества, – так одуховорился, будучи там, на горе Синай. И тогда он положил на лицо покрывало. «Прикрой себе лицо, чтобы не ослепить нас», – сказали ему. И тогда он положил покрывало на лицо и так говорил с народом (см.: Исх. 34: 33–35). Вот плод собеседования с Богом! Молитва и сознание того, что стоишь пред лицем Божиим, делает тебя чистым и светозарным. Ты пронизан светом Божиим.

Моисей стоял пред лицем Божиим, поэтому и сказано, что Моисей говорил с Богом, «как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 11). Но через какое-то время и он тоже, как человек, говорит Богу: «Покажи мне лице Твое». Что же отвечает ему Господь Бог? «Моисей, Моисей, Я уже столько времени говорю с тобою…» Моисей всё чувствовал, но ничего не видел, он чувствовал, что Друг говорит ему: «Запиши Закон, сделай так-то, сделай так-то» И Бог говорит ему: «Я уже столько времени говорю с тобою, а ты еще не знаешь, что Я Бог. Ты человек и не можешь увидеть Моего лица и остаться в живых» (см.: Исх 33: 20). Это Бог сказал ему в сердце его, но он так и ни увидел Бога ни разу.

Мы тоже живем верою. Это говорит святой евангелист Иоанн: «Бога не видел никто никогда» (Ин. 1: 18).

И говорит Бог Моисею: «Ты захотел увидеть лице Мое, а Я тебе покажу Мою спину» (см.: Исх. 33: 23).

Святитель Григорий Нисский, брат святителя Василия Великого, объясняет, что такое мрак Божества. Для нас это мрак, ибо свет до того велик, что мы не можем на него смотреть. И здесь же объясняет и это место, говоря: «Спина Божества – это Слово Бога воплощенного»[4]. Моисей был послушен Богу, стоял пред Ним, исполнял Его повеления. И тут всё сходится, старое с новым. Моисей и Закон ведут нас к послушанию Евангелию и Христу.

– Да, это То же Слово Божие. Святитель Нектарий Эгинский в своей «Христологии» говорит, что Бог Отец никогда не являл Себя, а Бог Сын являл Себя и как Слово невоплощенное. Во всем Ветхом Завете Он и есть Тот, Кто являлся и говорил с пророками. Затем явился в мире и как Слово воплощенное в Личности Господа нашего Иисуса Христа.

– Да! Разумеется. Он – Ветхий денми, как говорится у Даниила (см.: Дан. 7: 9).

– Слово, Бог Сын!

– Некоторые изображают Бога в образе старца. Это непозволительно. Ветхий денми – это Иисус Христос.


«Гордыня – это величайший грех»

– Невидимый не может быть изображен. До боговоплощения любое изображение Бога запрещается. Вечное Слово воплощенное является лицом Отца («Видевший Меня видел Отца» – Ин. 14: 9). После воплощения Он может быть изображен на иконах. Но иконография должна быть канонической, соответствующей ерминии.

– Разумеется. Христос, Спаситель наш, только Он представляет Собой нечто новое, Он единственное новое под солнцем. Святитель Григорий Богослов объясняет, как воплотилось Слово Божие, как пришел Иисус Христос, Спаситель наш, в мир сей. В каком унижении и смирении пришел, чтобы принести нам спасение и обожение. Он не делал ничего плохого. Жил жизнью безгрешной, делая только добро.

И как Бог вечный Он тоже не создал ничего плохого. Не создал ада, Боже упаси, не сотворил греха. Кто создал ад и первый грех, это мы находим у Исаии в главе 14. Там говорится: «Как упал ты с неба, денница, сын зари!» (Ис. 14:12). Он был звездой сияющей, начальником ангелов. Ты «говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой”» (Ис. 14: 14). И рухнул в мрак бездны. Он сам сделался мраком, он создал мрак, тьму и обманом вовлекает весь мир в мрак. Для того и пришел Спаситель наш Иисус Христос, чтобы противодействовать ему и сокрушить его железную гордыню. Ибо гордыня – это величайший грех…

И сколько же смирения было у Господа, если Он родился в бедных яслях! Шла эта перепись в Вифлееме, Они не нашли себе места в гостевом доме. А Матерь Господа была непраздна, и Иосиф получил от Ангела повеление покровительствовать Ей, ибо иначе Ее побили бы камнями. Какая боль!

Матерь Господня от кого родила Ребенка, от кого? Матерь Божия была девственницей, до Рождества и после Рождества. Когда Архангел Гавриил говорил Ей: «Ты родишь Сына!» – Она отвечает: «Но как? Я же мужа не знаю!» – «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, и родишь Сына» (Лк. 1: 31–35). Она подготовилась, разумеется, ведь действие Духа Святого не было сокрыто от Матери Божией, даже если некоторые вещи и были от Нее сокрыты.

– Да! Вы сделали краткий экскурс в Писание и историю спасения, увели нас мыслью ко Господу Христу, к Его закону, к страданиям и смерти на Кресте. А что нам следует делать? Как конкретно применять это в жизни?

– Больше думать о том, что сделал ради нас Бог. Как наделил нас умом, живой душой. Будем стараться познавать Его и чувствовать присутствие Бога. Иметь страх Божий! Через познание Его познавать и самих себя. Любить Бога и повиноваться Ему, почитать Его. Всегда говорить: «Боже, я перед Тобой! Помоги мне! Не оставь меня! Ты видишь всё. Ты знаешь всё».

Будем молиться с этим чувством. С благоговением, страхом Божиим, с чувством. Ибо сказано: «Проклят, кто дело Господне делает небрежно, с нечувствием и леностью» (ср.: Иер. 48: 10). Будем полагаться на Бога больше, чем на себя. Ибо сказано еще: «Проклят человек, который надеется на человека больше, чем на Господа» (ср.: Иер. 17: 5).

Будем всегда обращаться к Нему, говорить Ему: «Господи, я пред Тобою, не оставляй меня! Помогай мне и моей семье!» Будем воспитывать своих детей. Говорить им, что мы стоим пред лицем Бога, Который видит и знает всё. Будем помнить, что мы храмы Духа Святого и Дух Святой живет в нас. Будем учить детей с малых лет любить Бога. Ведь ум что любит, к тому и тянется. Если будем говорить им, что они чада Божии, что Царство Божие внутри их, то это всегда будет у них в уме.

– Особенно когда видят, что родители их так и делают, они учатся у них.

– Будем учить их поминать Бога непрестанно, молиться и о других людях, о своих руководителях, о мире во всем мире. Чтобы они почитали учителей, врачей, чтобы читали священные книги. Будем учить их тому, что мы пришельцы на земле и всегда должны быть готовы к отшествию в мир иной. Будем учить их, что тело – это слуга души.

– То есть чтобы у них была иерархия ценностей: душа важнее тела, дух важнее материи, духовность важнее мирских достижений.

– Да! Теперь время работать Богу. Мы не можем служить двум господам. Будем следовать за Христом с кротостью и добротой, чтобы не плакать вечно. Будем соделывать свое спасение, умножать таланты, освящать свою душу и тело, чтобы ждать смерти с радостью.

– Благодарим Вас, отец Иулиан, за эти поучения и советы, столь богатые и глубокие духовно. Вы внесли нам в душу суть евангельского, библейского и святоотеческого учения. Молим Бога, да прибавит вам здоровья, да хранит вас в Своей благодати.

***

Бог укрепил отца Иулиана говорить с нами в свои 90 лет более часа, поскольку он дал нам и другие, личные советы. Он воин подвига духовного и любви Христовой и всегда будет молодым и ревностным. Вечную молодость Христа отец Иулиан несет в своей душе и всем существе. Его духовные слова, его пламенные молитвы обладают великой силой. Они могут помочь нам многим, сегодня и сквозь века[5].


______________________

[1] См.: 2 Кор. 4: 16.

[2] Войско Господне, Воинство Господне (Oastea Domnului) – массовое религиозно-просветительское движение в рамках Рум.ПЦ, основанное в 1923 г. Проводит активную работу по религиозному просвещению различных слоев общества, начиная с детей. Основано на волонтерстве верующих мирян и играет важную роль в поддержании религиозности населения на высоком уровне.

[3] Слова из чина великого освящения воды на Богоявление: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя, и ниединоже слово довольно будет к пению чудес Твоих».

[4] См.: Григорий Нисский, святитель. О жизни Моисея законодателя. Глава «Призыв следовать за Богом».

[5] Впервые опубликовано в журнале «Мир монахов» (Lumea monahilor. № 144/20, iunie 2019).



Источник: Православие.Ru



Последние новости

Игумен Авксентий (Абражей): «Молитва в современном мире»
25 Января 2023


Игумен Авксентий (Абражей): «Молитва в современном мире»


Доклад игумена Авксентия (Абражея), наместника Юровичского Богородице-Рождественского монастыря (Белорусский экзархат) на XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека», направление «Древние монашеские традиции в условиях современности (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 24 января 2023 года)
Наместник Юровичского монастыря игумен Авксентий (Абражей) принял участие в заседании монашеского направления XXXI Международных Рождественских чтений
24 Января 2023


Наместник Юровичского монастыря игумен Авксентий (Абражей) принял участие в заседании монашеского направления XXXI Международных Рождественских чтений


24 января 2023 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы проходила работа направления «Древние монашеские традиции...
Наместник Юровичского монастыря игумен Авксентий (Абражей) поздравил коллектив детского сада №15 г.Калинковичи с 40-летним юбилеем
22 Января 2023


Наместник Юровичского монастыря игумен Авксентий (Абражей) поздравил коллектив детского сада №15 г.Калинковичи с 40-летним юбилеем


20 января 2023 года наместник Юровичского монастыря игумен Авксентий (Абражей) принял участие в торжествах посвящённых 40-летию со дня открытия детского сада №15 г.Калинковичи.
На торжественном...
Рождественская встреча прошла в средней школе №2 г.Калинковичи
21 Января 2023


Рождественская встреча прошла в средней школе №2 г.Калинковичи


20 января 2023 года в ГУО "Средняя школа N2 г.Калинковичи" прошла традиционная Рождественская встреча.
Учащимися школы и членами творческой группы был подготовлен большой праздничный концерт....
Праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа
19 Января 2023


Праздник Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа


19 января 2023 года в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, наместник Юровичской обители игумен Авксентий (Абражей) в сослужении иеромонаха Серафима...

Республика Беларусь,
Гомельская область, Калинковичский район,
д.Юровичи, ул. Горная 9
+375292203184; 80234576373;
Наместник монастыря игумен Авксентий
электронный адрес: yurovichi@mail.gomel.by



admin: Vital Zinovenko vitsaty@yandex.by
© Официальный сайт Свято-Рождество Богородичного мужского монастыря аг.Юровичи, 2023 

  Православие и Мир Православная библиотека в мобильном