Array
(
    [ID] => 18
    [TIMESTAMP_X] => 2017-03-02 11:51:06
    [IBLOCK_ID] => 12
    [NAME] => Галерея
    [ACTIVE] => Y
    [SORT] => 500
    [CODE] => MORE_PHOTO
    [DEFAULT_VALUE] => 
    [PROPERTY_TYPE] => F
    [ROW_COUNT] => 1
    [COL_COUNT] => 30
    [LIST_TYPE] => L
    [MULTIPLE] => Y
    [XML_ID] => 
    [FILE_TYPE] => jpg, gif, bmp, png, jpeg
    [MULTIPLE_CNT] => 5
    [TMP_ID] => 
    [LINK_IBLOCK_ID] => 0
    [WITH_DESCRIPTION] => N
    [SEARCHABLE] => N
    [FILTRABLE] => N
    [IS_REQUIRED] => N
    [VERSION] => 1
    [USER_TYPE] => 
    [USER_TYPE_SETTINGS] => 
    [HINT] => 
    [PROPERTY_VALUE_ID] => 
    [VALUE] => 
    [DESCRIPTION] => 
    [VALUE_ENUM] => 
    [VALUE_XML_ID] => 
    [VALUE_SORT] => 
    [~VALUE] => 
    [~DESCRIPTION] => 
    [~NAME] => Галерея
    [~DEFAULT_VALUE] => 
)

«Христианские ценности в системе нравственной культуры личности в светском образовании» Игумен Авксентий (Абражей), председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии БПЦ

 «Христианские ценности в системе нравственной культуры личности в светском образовании» Игумен Авксентий (Абражей), председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии БПЦ

Исторический анализ проблем нравственного воспитания показывает, что этим вопросам практически всегда уделяли огромное внимание, потому что уровень нравственного развития человека определяет характер взаимоотношений личности и общества, благодаря чему человек принимает активное участие в социальной жизни. В постсоветский период усилия многих белорусских ученых сосредоточились на разработке личностно ориентированной концепции нравственного воспитания, содержательное поле которой дало возможность получить объективное научно-теоретическое обоснование целостности и системности процесса нравственного воспитания, установить структурно-генетические связи между его компонентами. Представители этой концепции Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, И.Ф. Харламов, В.Т. Чепиков, Ф.В. Кадол и др. Цель нравственного воспитания, представленная конкретными личностными качествами, определяющими систему нравственных отношений личности, ее поведение и деятельность, тем самым наполняются педагогическим содержанием, характеризуя также и результаты личностного формирования. Такая реально функционирующая цель задает логику построения организованной, строго упорядоченной совокупности содержания, задач, методов, средств и форм воспитания как системы, в структуре которой изменение одного компонента неотвратимо влечет за собой изменение остальных.

«Цели воспитания, – пишет В.С. Ильин, – должны включать в себя два компонента: первый – цели формирования отдельных качеств личности ... и второй – взаимосвязь с целями формирования стержневых качеств личности. При такой структуре целей воспитания в них проектируются изменения – и в целостности, всесторонности личности (в стержневых ее свойствах, гранях разносторонности), и в других ее качествах, координируемых стержневыми» [1, с. 53]. На основе анализа практики воспитания, существующих концептуальных подходов и историко-педагогических исследований В.Т. Кабуш пришел к выводу, что при определении целей воспитания необходимо использовать личностно ориентированный подход, который предполагает рассматривать воспитание как формирование конкретных качеств личности. Эти качества по своему содержанию и структуре имеют сложный характер, взаимосвязаны и взаимообусловлены и поэтому могут быть представлены в виде «дерева». «Интегративное «дерево целей», – отмечает педагог, – это становление самостоятельной, свободной, творческой личности на основе овладения общечеловеческими ценностями, национально-культурным наследием, развитием склонностей и способностей путем реализации своих прав и обязанностей» [2, с. 31].

Среди педагогических исследований наиболее приближенным к проблеме формирования духовно-нравственной культуры учащихся являются работы Е.М. Рангеловой (3), А.С. Зубры (4), В.В. Граковой (5). Е.М. Рангелова, например, рассматривает формирование нравственной культуры учащегося в качестве цели и основного результата организации процесса нравственного воспитания. «Чем лучше организован воспитательный процесс по содержанию и по структуре, т.е. чем лучше реализуются отдельные этапы как компоненты целого, тем выше степень сформированности нравственной культуры личности» [3, с. 97]. Исследователь трактует нравственную культуру как комплексно-интегральную характеристику личности, которая включает в себя как единое целое моральное сознание и самосознание личности, пережитые ею моральные чувства, сформированные потребности и способности к проявлению нравственности в поведении, к активной позиции» [3, с. 30]. 

По мнению А.С. Зубры, нравственная культура есть единство нравственных чувств и интеллекта. Главным условием нравственного развития учащихся ученый признает интеллектуальное развитие. Он называет несколько форм проявления нравственной культуры: нравственная напряженность, нравственная зрелость, нравственная надежность [4]. В.В. Гракова основной воспитательный акцент делает на формирование духовной культуры учащихся. Развитие ее исследователь понимает «как формирование личной позиции в деятельности, становление индивидуального бытия в мире культуры, субъективности собственной жизнедеятельности» [5, с. 72]. Принципиально важным моментом является то, что показателем эффективности педагогической работы становится способность личности к духовной самореализации.

Таким образом, можно констатировать, что в педагогике наметился путь к разрешению духовно-нравственных вопросов с позиций культуры и разработана необходимая методологическая база. В то же время не проведены системные «культуросообразные» педагогические исследования по вопросам духовно-нравственного воспитания.

Проблема духовно-нравственного воспитания остается одной из актуальных и малоразрешенных на уровне целей, принципов и технологий. Опыт православной педагогики и психологии нам представляется актуальным для современной школы. Принципиальных подход к определению сущности духовно-нравственного воспитания содержится в работах известных педагогов К.Д. Ушинского, В.В. Зеньковского, представителей православной и нравственной психологии Б.В. Ничипоренко, Б.С. Братуся, В.И. Слободчикова и др. Формула нравственного воспитания, согласно К.Д. Ушинскому, – «не делай другим того, чего не хочешь, чтобы другие делали тебе».

Духовно-нравственное воспитание – базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие духовно-нравственных идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Это целенаправленный, организованный комплексный процесс воздействия на психику воспитанника и создания определенных условий в целях образования и развития положительных духовных, нравственных качеств, ориентированных на существующие идеалы и ценности православной культуры, формирование морального духа, духовно-нравственных: сознания, отношений, поведения и культуры. Целью духовно-нравственного воспитания должно быть духовно-нравственное формирование человека в контексте его всестороннего развития. Задачи духовно-нравственного воспитания условно можно разделить на две группы – приобретение теоретических знаний и формирование практических умений. Первая группа задач решает вопросы приобщения к духовно-нравственным ценностям, вторая – активного включения в духовно-нравственную деятельность. Эти цели конкретизируются в следующих задачах.

1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования:

– формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности;

– осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни;

– формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

– утверждение и развитие системы высших, построенных на любви, эталонов чувств и отношений к миру, к другому человеку и к себе.

2. Оказание помощи ребенку в обретении подлинных способов социального самоутверждения на основе понимания сущности устоев православной культуры, путей духовно-нравственного развития личности. Духовно-нравст­венное оздоровление и обогащение образовательного пространства школы и социальной среды.

3. Освоение национальной культуры и воспитание чувства национального самосознания, национальной гордости, национального достоинства, воспитание уважения к другим народам.

4. Воспитание достойного гражданина, формирование патриотического сознания и самосознания, потребности в гражданском и духовном служении своему Отечеству, приумножении могущества своей Родины; развитие ее материальной и духовной культуры.

5. Осознание себя органичной частью всего человечества, ответственного за его состояние. Восприятие себя как части мира, несущего ответственность за другого человека, за среду обитания и жизнедеятельность не только человечества, но и всего живого на планете.

6. Уважительное бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, истории православия, традициям христианской культуры; освоение высших духовных образцов отечественной культуры; укрепление духовных связей с предшествующими и будущими поколениями; восстановление традиционной белорусской духовности и нравственности во всех сферах жизнедеятельности детей [5].

В свою очередь и эти задачи нуждаются в конкретизации. Думается, что одним из существенных недостатков абстрактной формулировки целей и задач воспитания является недостаток конкретики, в результате чего задача воспитания не переводится на уровень, понятный не только учителю, но и ученику. А без этого не может быть полноценного воспитания, так как ученик, который не знает, хотя бы в самом общем виде, цель своего воспитания не может быть субъектом воспитания. Если же попытаться сформулировать тот нравственно-духовный идеал, который необходимо достичь в процессе воспитания, то его можно представить следующим образом.

1. Личность в нескольких направлениях ее развития. Прежде всего, здоровый человек. Далее – труженик, человек, умеющий все делать сам, эстетически, духовно и интеллектуально развитый человек. Поскольку человек всегда живет в социальном пространстве, то необходимо осмыслить его роль и в контексте его будущего социального положения.

2. Семьянин. Семья – это величайшая святыня, малая церковь. Поэтому ребенок должен быть хорошим сыном и дочерью, внуком и внучкой, братом и сестрой и т.д. Это необходимо, чтобы затем создать и свою прочную семью.

3. Коллективист. Ученик живет в коллективе. Прежде всего классном, потом школьном, потом он входит в мир взрослых людей. Он везде должен уметь работать в коллективе, находить общий язык и т.п.

4. Сын своего народа. Каждый народ – это великое создание Божие на земле, и потому каждый человек должен понимать это и работать для блага своего народа.

5. Гражданин своего Отечества.

6. Гражданин мира. Человек – всегда часть человечества. С каждым днем этот абстрактный тезис наполняется все большим смыслом и реальным содержанием, так как каждый человек так или иначе, но все теснее входит в общение с человечеством. Поэтому необходимо воспитывать гражданина мира, а не исполнителя тех или иных непонятно кем заданных и непонятных самому человеку ролей [6, с. 52–53].

В исследовании доцента Вильнюсского педагогического университета, кандидата физико-математических наук О.Л. Янушкявичене отмечается, что духовно-нравственное воспитание предполагает:

– осознание воспитанниками требуемых нравственных норм и правил поведения;

– переход знаний в убеждения (убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, которые служат руководством к жизни);

– воспитание чувств (это непременный и очень важный компонент духовно-нравственного воспитания: без человеческих эмоций нет и не может быть человеческого искания истины);

– деятельность, которая характеризуется устойчивостью духовно-нравст­венных поступков (именно поступок, его анализ позволяют понять как характер духовно-нравственного проявления личности, так и сущность педагогического воздействия на нее в плане морального формирования; н6равственными должны быть не только действия, но и порождающие их мотивы и цели);

– ценностное отношение к другому человеку, и, соответственно, к самому себе (этот этап становления личности характеризуется внутренней смысловой устремленностью человека на достижение результатов, которое принесут благо другим, обществу, человечеству в целом – по сути, только с этого момента можно говорить о духовности, нравственности) [7, с. 135].

Традиционно в качестве содержания рассматривают систему ценностей, присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека. На наш взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия:

– опыт переживания высоких духовных состояний;

– опыт осознания своей внутренней духовной реальности и понимания самоценности духовного мира другого человека;

– опыт определения воспитанником актуальных для него смысложизненных и нравственных проблем;

– опыт индивидуального и совместного смыслопорождения, смыслообразования и смыслостроительства:

– опыт разрешения нравственных проблем;

– опыт содержательного, духовного общения;

– опыт определения и реализации своих ценностных приоритетов в искусстве, в духовно-практической деятельности (творчество, общение, помощь людям, социальное служение, благотворительность, добровольчество, и т.д.).

Безусловно, приобретение данного опыта невозможно без освоения и соотнесения его с духовным опытом человека и человечества, воплощенного в образцах – нравственных и духовных ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях и биографиях их носителей. Возникает вопрос: «На какой системе ценностей строить это воспитание?» В основе этих ценностей – православное христианство. Определяющим моментом в использовании христианских ценностей в воспитательном процессе должен стать тот факт, что: «…христианские ценности образуют достаточно заметную систему с системообразующей доминантой вселенской любви – абсолютного императива, неведомого ни язычеству, ни иным так называемым мировым религиям… Христианские ценности – уникальная система, жизнеспособность которой поддерживается не центростремительными (питающими её), а центробежными (от них – к каждому способному воспринять эти ценности) интенциями»[15]. «Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данною средою (в широком смысле этого слова, обнимающем все области бытия, высшие и низшие, с которым человек практически соотносится) … В этой личностно-общественной деятельности постепенно осуществляется те бесконечные возможности, которые заложены и в самой природе человеческой – в каждом и во всех» [16, с.309]. Таким образом использование в образовательном процессе христианских ценностей дает нам замечательную возможность воспитать глубоко социальную личность и поскольку православное христианство рассматривается ещё и как культурообразующая религия, то правомерность обращения в целях воспитания подрастающего поколения к духовно-нравственному потенциалу православной педагогики не вызывает сомнения [8]. Духовно-нравственное воспитание необходимо осуществлять на следующих педагогических принципах.

Взаимосвязь и взаимодействие знания, чувства, поведения как важнейший принцип соотнесения усвоения смыслов человеческой жизнедеятельности, основанных на ценностях православной культуры. Сущностное значение здесь имеет эмоциональное «проживание» учащимися духовно-нравственных знаний как эмоциональный фактор личностного развития школьников, стимулирующий их включение в опыт поведения. Психологами доказано, что гуманизация воспитания невозможна без эмоциональной составляющей как важнейшего психолого-педагогического параметра личностного становления школьников и формирования смысловых значений в их субъектном определении картины мира, обозначены параметры психолого-педагогических путей формирования эмоционально окрашенного духовно-нравственного климата коллектива, построения ученических взаимоотношений как важнейшего условия полноценного развития школьников.

Диалог, диалогическое взаимодействие педагогов, учащихся, родителей и священников как основной принцип всей воспитательной политики. Он выступает побудительной основой самоопределения школьников, источником духовно-нравственного осмысления жизни человека в обществе, самоосмысления. Форма диалога – эффективный инструмент выработки у школьников самостоятельного, не догматичного мышления.

Актуализация проблемного характера воспитательных ситуаций, пред­полагающих включенность когнитивных, этических и эстетических способностей сознания, рефлексивных реакций воспитанников, что делает их незаменимым инструментом для построения продуктивной воспитательной системы.

Все это способствует переводу современного образования от «человека образованного» к «человеку культуры», что определяет и психолого-педаго­гические параметры духовно-нравственного воспитания [9].

Возникает вопрос о способах (методах и формах) духовно-нравст­вен­ного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передаче от их носителей-воспитателей воспитанникам. Логика постижения культуры отличается от логики «наукоучения». Педагог может лишь создать условия для того, чтобы ввести ребенка в культуру, помочь ему определиться в ней. Это ни в коей мере не означает, что он должен быть бесстрастным посредником: его ценности и смыслы должны быть вовлечены в диалог. Он не может их навязывать воспитанникам, но в состоянии создать то эмоционально-интеллектуальное поле напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, сущности культуры, обретение духовно-нравственных смыслов и ценностей. Именно в этом мы видим силу воздействия проповеди в отличие от информационно насыщенного монолога. Только в таком общении, где один перед другим раскрывает свои ценности – исповедуется, а тот отвечает своей исповедью. Как пишет М.С. Каган: «В этой встрече двух душ рождаются духовно-ценностное, мировоззренческое единство, общность веры, надежды и любви, жизненных установок и поведенческих устремлений, идеалов и неприятий» [10, с. 294].

Все это предполагает использование в педагогическом процессе методов, апеллирующих не только к мышлению, но и к эмоциональному миру человека, создающих проблемные ситуации ценностного выбора, диалога и дискуссии, которые обеспечивают духовно-нравственное восприятие явлений жизни и культуры, актуализируют эмоциональную память и повторное чувствование, развивают способность к сопереживанию, создают условия для рефлексии своих внутренних состояний. От степени готовности педагогов к таким методам и формам общения во многом зависит успешность решения задач духовно-нравственного воспитания молодого поколения [11].

История православия, насыщенная драматичными и яркими событиями, фактами, образами, философскими мыслями, дает богатый материал для духовно-нравственного воспитания. Нравственное воздействие православной культуры велико и многогранно.  Произведения православного искусства содержат примеры высоконравственного поведения, достойные восхищения и подражания. Они рождают в душе у тех, кто общается с ними, глубокий эмоционально-нравственный отклик, дополняют и расширяют нравственный опыт человека. Заставляя понимать и сопереживать чужим судьбам, православное искусство помогает извлечь уроки из жизни. Православная литература содержит обширный материал для воспитания подлинно духовно-нравст­венных качеств [12].

На сегодняшний день, как отмечает доктор педагогических наук, профессор игумен Георгий Шестун, появилось несколько подходов на базе которых разработаны программы и учебно-методические пособия по предмету «Основы православной культуры» (название предмета может иметь другие варианты). Рассмотрим эти подходы.

Краеведческий подход. Чаще всего разработчики таких курсов ограничиваются историей Православия в конкретном крае и не претендуют на изучение всей православной культуры.

Церковный подход. Разработчики данного направления исходят из того, что только церковная культура и является православной. Тем самым отвергаются великие произведения литературы, живописи, музыки, кинематографа, несущих в себе свет православных ценностей.

Церковно-этический подход. Это направление близко к предыдущему, но уделяет больше внимания аксиологической стороне Православия, его ценностной и нравственной основе. Разработчиков данного направления тревожит слово «культура» в названии предмета, и поэтому можно наблюдать некоторые вкрапления, довольно безосновательные и несистематические, из области культурологи в программы и учебные пособия. 

Конфессиональный, или религиоведческий, подход. Используется некий взгляд извне, претендующий на объективное рассмотрение положения Православия и православной культуры в мире, и особенно в мире других религий и ценностных ориентаций. Этот подход далек от православной культуры и более близок предметам «Религии мира» или «Сектоведение».

Культурологический подход. Данный подход – наиболее перспективный, но на сегодняшний день менее всего разработанный. Но и в этом направлении уже заметна некая ограниченность. Православная культура ошибочно рассматривается только как культура Православия, или культура людей православных. Это вызывает критику со стороны тех, кто видит ценности Православия и в произведениях, созданных неправославными людьми [13, с. 359].

На наш взгляд, следует рассматривать православную культуру как культуру Православной цивилизации, или можно ее назвать духовно-нравственной культурой Православной цивилизации. Наши дети должны знать, как пробуждалась самобытная русская религиозная философия, как рождалась великая русская литература, как понять глубину и религиозный смысл отечественной и мировой культуры, воспитываясь и обучаясь вне традиции собственной цивилизации. Анализ теоретических источников, опыта педагогической работы позволяет определить условия духовно-нравственного воспитания на основе православной культуры. Эти условия можно выразить в шести аспектах.

Воспитательный: восстановление приоритетов духовно-нравственного воспитания в школе и выстраивание всей жизни школы в соответствии с фундаментальными принципами духовно-нравственного воспитания; последовательное, умелое приобщение детей к православной культуре через факультативные занятия «Основы православной культуры»; создание необходимых условий для развития и творческих способностей школьников.

Образовательный: принятие за основу образования гуманитарных дисциплин, представленных систематическими учебными предметами русского языка и литературы, белорусского языка и литературы, предмета «Человек и мир» и других, включение в учебный план факультативов по изучению различных сторон национальной культуры.

Методический: научно-теоретическая подготовка учителей (изучение основ традиций белорусской культуры, народной и православной педагогики через школьные методические объединения, православной культуры через систему повышения квалификации и  самообразование учителей; развитие у педагогов профессиональных умений и навыков корректировать свою деятельность с учетом мировоззрения и возраста  учащихся; признание педагогами, родителями и учащимися приоритета развития личности школьника средствами православной культуры; разработка учителями с помощью ученых и методистов авторских программ по факультативам, кружкам и другим формам обучения школьников.

Социально-педагогический: укрепление авторитета учителя; создание на территории района комплекса «детский сад – школа – православный приход» для полномасштабного воздействия на воспитанников; сотрудничество со священником в воспитании учащихся; объединение усилий педагогов и родителей школьников в целях слаженности действий по духовно-нравствен- ному воспитанию младших учащихся.

Управленческий: организация совместной деятельности педагогов, родителей и учащихся в процессе духовно-нравственного воспитания; определение доминирующих видов деятельности, основанных на православных традициях белорусского народа; создание оптимального психологического микроклимата в школе; организация разнообразной, творческой, личностно и общественно значимой деятельности детей; создание условий для сохранения и укрепления здоровья всех членов школьного коллектива.

Технологический: выстраивание традиционной системы отношений между учителями и учениками в рамках родительско-детских отношений; овладение учителями формами и методами воспитательного воздействия; использование в работе форм и методов, способствующих целенаправленному формированию качеств личности, стимулированию ее саморазвития.

Рассмотрев аргументы в защиту христианских ценностей в системе светского образования и методологические подходы в воспитательном процессе, считаю необходимым затронуть и негативные моменты в продвижении вышеописанной системы духовно-нравственного воспитания. Самым первым ограничением является Закон РБ «О свободе совести и религиозных организациях», где статья 9 гласит:

-Учреждения образования в вопросах воспитательной деятельности на основании письменных заявлений родителей или лиц, их заменяющих (самих совершеннолетних обучающихся), во внеучебное время могут взаимодействовать с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь[14].

И, такой порядок был определен Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 июня 2011 г. N 838 «Об утверждении положения о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся», где определен следующий порядок организации взаимодействия Учреждений образования и Церкви, в главе 2 пункт 7:

- Взаимодействие учреждения образования с религиозной организацией в вопросах воспитания обучающихся в рамках соглашения может быть инициировано администрацией учреждения образования с согласия учредителя учреждения образования. Соответствующее предложение в письменном виде направляется религиозной организации [17].

Соответственно при правовом подходе организации сотрудничества, включается «человеческий» фактор, как-то: различное мировоззрение руководителей учреждений образования, учителей и родителей. Многие педагоги в Республике Беларусь являются продуктом атеистического мировоззрения и абсолютно не заинтересованы в преподавании христианских ценностей. Но даже если и найдутся желающие привить нравственные основы поведения и научить детей послушанию и прилежности, то научить их тому, что есть Бог и что мы ответственны перед Ним, они считают неправильным и противоречащим принципу «светскости» нашей системы образования.

Между тем сегодня уже очень остро встает вопрос о сохранении христианской цивилизации, в основе которой лежат принципы единства и христианские ценности. Для нашей цивилизации очень важно конфессиональное начало, благодаря историообразующему и социокультурному особенностям его и, поэтому, мы не имеем права не признавать «объективность христианского вектора становления всех западных цивилизаций нового времени» [15]. Православное Христианство и его аксиологическое основание способно позитивно повлиять на социально-экономические проблемы нашего государства, как части христианской цивилизации, или в противном случае: «… эта самая цивилизация погибнет сразу же, как только сумеет уничтожить в своем генетическом коде якобы неимманентные ему гены христианства. Никто не будет стимулировать ее гибель извне, - эта болезнь называется вырождением: не христианства, а цивилизации… христианские ценности – единственные вербально зафиксированные условия для нашего общего существования, а их сознательное восприятие и следование им на деле – единственный шанс земного выживания, предоставленный нам два тысячелетия назад» [15].

Таким образом, духовно-нравственное воспитание – процесс формирования и развития личности, направленный на принятие ею высших ценностей (человек, тайна личности, слово, любовь, семья, Родина, труд, мир, свобода, совесть, жизнь, творчество, вера) и внутреннее их переживание как своих собственных. Вопрос о духовно-нравственном воспитании – это вопрос не только о средствах и методах воспитания, о правовой базе, но и вопрос о ценностях, нормах и правилах, которые человек воспринял и руководствуется в жизни. Процесс духовно-нравственного воспитания – процесс многофакторный, в нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием невообразимую сложность данного процесса. Кроме того, сложность определяется и тем, что он динамичен, подвижен и изменчив. Назначение духовно-нравственного воспитания – правильно сориентировать формирование личности на аксиологическом основании христианства, а это возможно лишь на основе глубокого знания движущих сил, мотивов, потребностей, жизненных планов и ценностных ориентаций воспитанника.

Список использованных источников

 

1         Ильин, В.С. Формирование личности школьника (целостный процесс) / В.С. Ильин. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с.

2         Кабуш, В.Т. Воспитание школьников в условиях обновления общества / В.Т. Кабуш. – Минск: ИПК и ПРР и СО, 1994. – 182 с.

3         Рангелова, Е.М. Нравственная культура ученика / Е.М. Рангелова; пер. с болг. С. Волчановой [и др.]. – Минск: Изд-во БГУ, 1998. – 183 с.

4         Зубра, А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов / А.С. Зубра. – Минск: Універсітэцкае, 2001. – 184 с.

5         Гракова, В.В. Концептуальные основы формирования духовной культуры подростков в процессе их музыкальной деятельности / В.В. Гракова // Концептуальные основания развития современной образовательной практики: исследования молодых ученых: сб. науч. тр.: в 2 ч. / Нац. Ин-т образования; под ред. Б.В. Пальчевского. – Минск, 2001. – Ч. 2. – С. 69–77.

6         Меньшиков, В.М. Преподавание православной культуры в школе: опыт Курской области / В.М. Меньшиков // Религия и школа в современной России: документы, материалы, выступления / Сост. и ред.: д-р социол. наук М.Н. Белогубова, канд. пед. наук И.В. Метлик, канд. философ. наук А.В. Ситников. – М.: Планета 2000, 2003. – С. 52–53.

7         Янушкявичене, О.Л. Духовное воспитание: история и современность / О.Л. Янушкявичене. – М.: «ПРО-ПРЕСС», 2009. – 176 с.

8         Пархоменко, Н.В. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной культуры: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.01 /
Н.В. Пархоменко; Курский гос. пед. ун-т. – Курск, 2002. – 23 с.

9         Шевченко, В.П. Духовно-нравственное воспитание школьников средст­вами художественной литературы: социокультурный аспект: автореф. дис ... канд. пед. наук: 13.00.05 / В.П. Шевченко. – Минск: БГУК, 2003. – 21 с.

10     Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. – 416 с.

11                Скокова, Г.В. Современные методы духовно-нравственного воспитания / Г.В. Скокова // Начальная школа. – 2006. – № 11. – С. 45–49.

12                Жарковская, Т.Г. Организация духовно-нравственного образования средствами различных дисциплин / Т.Г. Жарковская // Педагогика. – 2008. –     № 10. – С. 49–53.

13                 Георгий (Шестун), игумен. Православная школа / Игумен Шестун Георгий. – М.: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы
образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, 2004 – 368 с.

14                О свободе совести и религиозных организациях: закон Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. № 2054-XII [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://laws.newsby.org/documents/laws/law1241.htm – Дата доступа: 12.09.2014.

15                Лексин В.Н. Христианские ценности и христианская цивилизация: проблемы восприятия.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.intelros.ru/pdf/leksin.pdf - Дата доступа: 12.12.2014

16                Соловьев Вл.С. Оправдание добра. – М.:Академический проект, 2010. – 671 с. – (Философские технологии)

17                Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24.06.2011 №838 "Об утверждении Положения о порядке, условиях, содержании и формах взаимодействия учреждений образования с религиозными организациями в вопросах воспитания обучающихся" [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.newsby.org/belarus/postanovsm2/sovm177.htm - дата доступа 16.03.2015



Последние новости

Богослужение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице
12 Ноября 2017


Богослужение в Неделю 23-ю по Пятидесятнице


12 ноября 2017 года в Неделю 23-ю по Пятидесятнице сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии., наместник Юровичского мужского монастыря игумен Авксентий (Абражей) возглавил Божественную...
В Пенице освящен закладной камень на месте строительства часовни в честь Покрова Пресвятой Богородицы
10 Ноября 2017


В Пенице освящен закладной камень на месте строительства часовни в честь Покрова Пресвятой Богородицы


10 ноября 2017 года, по благословению Преосвященного Леонида, епископа Туровского и Мозырского в деревне Пеница Калинковичского района освятили закладной камень на месте строящейся часовни Покрова Пресвятой...
«Совесть и раскаяние»: в Калинковичской Гимназии состоялся духовно-нравственный урок с участием священника
8 Ноября 2017


«Совесть и раскаяние»: в Калинковичской Гимназии состоялся духовно-нравственный урок с участием священника


8 октября 2017 года в рамках программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, в Гимназии города Калинковичи состоялась очередная встреча...
Наместник Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Авксентий (Абражей) провел встречу с педагогами средней школы №4 г. Калинковичи
6 Ноября 2017


Наместник Рождество-Богородичного мужского монастыря игумен Авксентий (Абражей) провел встречу с педагогами средней школы №4 г. Калинковичи


6 октября 2017 года в рамках программы сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью, в средней школе №4 города Калинковичи состоялась встреча ...
В Калинковичах подведены итоги регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»
4 Ноября 2017


В Калинковичах подведены итоги регионального этапа международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира»


3 октября 2017 года под председательством Преосвященного Леонида, епископа Туровского и Мозырского, в Воскресной школе собора Казанской иконы Божией Матери г. Калинковичи подвели итоги регионального этапа...
Республика Беларусь,
Гомельская область, Калинковичский район,
д.Юровичи, ул. Горная 9
80234559292; +375297301156
электронный адрес: yurovichi@bk.ru

Православие и Мир Православная библиотека в мобильном